вторник, 10 февраля 2009 г.

SANKT PETERSBURG



Sankt Petersburg (2004) - это игра о появлении на невских болотах прекрасного города, который в России называют "Северной Венецией", а немцы упорно "Восточным Парижем" (и в правилах так назвали). Каждый из игроков пытается построить свой карманный Петербург, населяя его ремесленниками и бюрократами, а также возводя здания из знаменитых архитектурных ансамблей. Игра стала удачным опытом сотрудничества автора - главы издательства "Hans im Glück" Бернда Бруннхофера и, смело скажем, культового иллюстратора игр Дорис Матеус (это девушка).

Автор. Бернд Бруннхофер начал придумывать игры в начале восьмидесятых, увлекся этим дело, бросил семью работу и в собственном гараже основал игровое издательство "Hans im Glück" ("Ганс в счастье", название сказки братьев Гримм). Сначала дела шли хуже некуда, но затем, в 1991 году, выпущенная HIG игра "Drunter & Drüber" стала "Игрой года", и дальше положение наладилось, а история самого издательства ныне напоминает чуть ли не воплощение американской мечты. В общем, они первыми издали "Carcassone", "El Grande", "Dominion", "Ohne Furcht und Adel" ("Citadels") и много чего еще. Сам Бернд почти на 20 лет забросил придумывание игр, "Sankt Petersburg" стал его первым опытом после долгого перерыва. И лишь недавно, в 2007 из-под его пера вышла вторая его игра нового периода - "Stone Age". В целом, судя по "Sankt Petersburg" и "Stone Age" можно сказать, что ББ не сыплет гениальными идеями, но изготавливает очень качественный продукт, причем "Sankt Petersburg" все-таки выглядит пооригинальнее "Stone Age". Интересно, что "Sankt Petersburg" ББ выпустил под псевдонимом (небывалый случай в мире настольных игр) - видимо он понимал, что в качестве владельца издательства может выпустить продукт любого качества и не был уверен в реакции публики. Публика была в восторге. :-)

В качестве лирического отступления заметим, что лишь кажется, что в игровом издательстве подобном HIG работает много сотрудников. На самом деле весь "Hans im Glück" - это два-три человека, а производят игры по заказу как правило в Китае.

Оформление. Мы не можем спокойно относиться к творчеству Дорис Матеус, оформившей игру. Кроме того, что она нарисовала кучу культовых игр (в том числе "El Grande" и "Carcassone"), она вместе с мужем придумала и выпустила несколько прекрасных настолок, как это часто бывает, широко известных в узких кругах. Понятно, что ББ мог аранжировать для своей игры практически любого графика, и отлично, что он остановил свой выбор именно на Дорис. Почему? Чрезмерный пафос попросту убил бы игру - она грешит историческими и географическими неточностями, и оформление ее в каком-нибудь более или менее серьезном ключе сделало бы ее просто смешной.

Игра, над которой поработала Дорис, больше всего напоминает сувенирную коробку конфет. Такого Петра Первого, как на обложке трудно воспринимать всерьез, зато Санкт-Петербург кажется по-настоящему сказочным и волшебным. Нельзя сказать, что Дорис Матеус передала атмосферу реального Санкт-Петербурга, да такая задача и не стояла, поскольку в самой игре Петербург заселен, к примеру, золотоискателями и овцеводами. Она придумала свой город, и, черт возьми, нам он очень симпатичен. За оформление настолко дает "Петербургу" высший балл.

Внимание - дизайн заставляет игру выглядеть более детской, чем она есть на самом деле. Все-таки перед нами лежит серьезная настолка. Для порядка: в комлект игры входят игровое поле, 182 карты, 382 денежные купюры разного достоинства (рубли) и около десятка деревянных фигурок.

Описание. Прежде всего "Sankt Petersburg" является карточной игрой, поле в которой служит лишь для упорядочения карт и ленты подсчета очков. По сути поле не является необходимой составляющей, и в поездки игру можно брать без него - если не лень записывать очки на листок бумаги. Итак, в верхней части поля мы видим место для четырех карточных колод - колоды ремесленников, колоды зданий, колоды дворян-бюрократов и колоды карт-дополнений. В каждом раунде на игровое поле выкладываются карты одной из колод по очереди - причем так, что на поле каждый раз оказывается лишь восемь карт. Игроки поочередно покупают карты и выкладывают их в свой город, либо берут их на руки, чтобы выложить их позже (если не хватает рублей). Как и во многих других играх конфликт тут происходит за счет противоречия между деньгами и очками, необходимыми для победы. Ибо побеждает не самый богатый, а тот, у кого под конец игры больше всего пунктов. Как же мы зарабатываем очки? Их приносят карты. За карты надо платить. Деньги приносят тоже карты, но другие. Рассмотрим подробнее:

Ремесленники приносят деньги.
Здания приносят очки.
Бюрократы приносят очки и деньги (и того, и другого не слишком много).
Карты-дополнения развивают другие карты, делая их более продуктивными.
Специальные карты (лежащие во всех четырех колодах) дают игрокам определенные бонусы/преимущества.


Итак, тому, кто слишком рано потратит все деньги на здания, не останется денег на ремесленников, которых разберут конкуренты. Без источника денег игру не выиграешь - а того, кто ушел вперед догнать в "Петербурге" очень трудно, практически невозможно. Тот же, кто увлечется денежным вопросом, рискует упустить момент, когда надо вкладывать рубли в очки. Что тоже не есть sehr gut.

Настоящей изюминкой игры является система удешевления карт - после прохождения первого круга из четырех колод некупленные карты спускаются в нижний ряд, где стоят уже на рубль дешевле. После прохождения второго круга они, не будучи купленными, покидают игру. Если вы покупаете карту, которая в вашем городе уже присутствует, этот факт тоже удешевляет покупку. Например, если у вас есть два лесоруба (стоимость три рубля), то покупка третьего обойдется вам всего лишь в один рубль (3 минус 2). В то же время в конце игры игрокам достается существенный бонус за количество бюрократов разных видов - от писаря до (как ни странно) императрицы. Этот бонус может решить суть игры, так что необходимо заранее обеспокоиться разнообразием питерского населения. Заканчивается же игра в том круге, в котором уходит последняя карта одной из четырех колод.

Популярность. Что сказать - "Немецкая игровая премия-2004" ("Deutscher Spielerpreis-2004"). Что это значит практически? Немецкие любители настольных игр свободным голосованием выбрали "Петербург" лучшей настолкой 2004 года - лучше чем "Goa" и "InGenious". Я думаю, этим все сказано. Около года назад один из авторов блога имел возможность провести небольшое интервью с Берндом Бруннхофером, и, помимо того, что выяснилось, что ББ никогда не был в Петербурге и опасается туда ехать из-за боязни замерзнуть (кто бы сомневался), он упомянул о том, что "Санкт-Петербург" входит в список игр, интересующих русскую компанию "Смарт" на предмет локализации. Честно говоря, думаю, что эта игра имела бы успех в России, хотя, возможно, и была бы воспринята несколько неоднозначно. Может быть, когда-нибудь она и будет локализована.



Настолко-рейтинг.

Я считаю, что эта игра должна быть в собрании любого коллекционера настольных игр из России. Даже если бы она была значительно хуже (а она неплоха), я бы все равно приобрел бы ее - не только в качестве лучшей на сегодняшний день реализации "русской темы" в настольном мире, не только из-за графики Дорис Матеус, но и как редкий и оригинальный пример карточной игры, почти перепрыгнувшей в другой разряд. Потому как до исключительно хорошей настолки "Петербургу" недостает всего ничего - какой-то малости. Разнообразие карт (а оно удивительно - 21 тип зданий, 17 видов дворян) напоминает какую-нибудь "Agricola" - в первых играх очень интересно рассматривать и разбираться в разных видах карт. Может, не хватает пространства для стратегического выбора - ход игры черезчур прямолинеен. Может, она чуть больше, чем надо суховата. Может, тут слишком много математики (существенную часть игрового времени (чуть ли не половину) игроки считают свои доходы - дело безусловно приятное, но все же). Безусловно, проблема с математическими упражнениями касается прежде всего банкира - остальные игроки просто радуются нахлынувшим купюрам. И еще - может быть, игра немного более длинна, чем хотелось бы - например, в игре вдвоем город у каждого из игроков приобретает ужасающие размеры.

Но это претензии отвлеченного характера. Разве откажутся авторы от партии в "Петербург"? - нет! Продадут свой экземпляр по Ebay? - ни за что. Игра одинаково хорошо играется вдвоем, втроем и вчетвером - это встречается довольно редко. Совсем недавно вышло расширение к "Петербургу" в котором число игроков можно расширить до пяти - и расширение получило хорошие отзывы. В Германии игра стала культовой, получила любовь самой серьезной категории фанатов настольных игр - высоколобых стратегов и все же считается отличной игрой для семей. Конечно, "Sankt Petersburg" (если убрать поле) легко уместился бы в коробку от отрецензированного недавно "Aton"-а, но ради Дорис Матеус не жалко места в шкафу. Принимая во внимание скромную по нынешним временам цену "Петербург" однозначно стоит покупать!

Для кого?

Взрослые - это понятно. Однако могу представить себе и детей, играющих в "Петербург". Правда, есть риск, что она окажется для них несколько суховата. Но в этом есть и хорошая сторона - таким образом можно привлечь ребенка к математике.

2 комментария:

  1. А почему по вашему у нее рейтинг ниже чем у Атона?

    ОтветитьУдалить
  2. Потому что ее есть за что критиковать, тогда как "Атон" для своего формата (небольшая дешевая абстрактная игра для двоих) практически совершенен. ;-)

    ОтветитьУдалить